25 февраля прославленная актриса театра и кино Меруерт Утекешева, всенародная любимая Қыз Жiбек, наша уважаемая землячка празднует знаменательный юбилей – 70 лет. Для нашей редакции стало большой честью в связи с юбилейной датой народной актрисы выходить с ее портретом на обложке, поделиться с вами историей ее успеха и большой любви, которая со съемочной площадки воплотилась в реальную жизнь.
За пятьдесят лет творческой деятельности Меруерт Каратаевна представала перед зрителем в самых различных образах. Настоящая красавица и эталон женственности сыграла десятки спектаклей и снялась в 24 картинах, сотрудничая с известнейшими киностудиями. За годы деятельности Заслуженная артистка Казахской ССР, Кавалер орденов «Парасат» и «Құрмет» Меруерт Утекешева удостоена девяти премий, в том числе государственной стипендии Первого Президента Казахстана – Елбасы в области культуры.
Но сама наша героиня о своих заслугах предпочитает не говорить. Практически все время нашего интервью она восторженно рассказывала о родителях и супруге, о достойных людях, с которыми по жизни ее сводит судьба, о настоящих профессионалах, с кем до сегодняшнего дня она бок о бок трудится. А ведь после ошеломительного успеха фильма невероятная красавица Қыз Жібек стала настоящим без преувеличения кумиром всех восточных девушек. История любви казахских Ромео и Джульетты настолько отозвалась в сердцах зрителей, что к Меруерт Утекешевой и Куману Тастанбекову письма от поклонников приходили мешками.
– Я родилась в Уральске, но очень в раннем возрасте наша семья переехала в Алматы, – рассказывает Меруерт Каратаевна. – О своих родителях я могу говорить часами, и все равно не хватит времени описать, насколько мне повезло родиться в своей прекрасной семье. Мой папа Каратай родом из Жанибека, мама Камиля – из Казталовки. Отец был достойнейшим человеком. Он участник Великой Отечественной войны, был танкистом, дошел до Берлина. А какой красавец(!), таких больше нет. Прекрасно пел. С мамой они жили душа в душу. Она была тоже редкая красавица. Как говорится, они были друг другу под стать. Семья у нас была большая. Четыре девочки, три мальчика. Я – второй ребенок. Детство было прекрасное. В школе я с упоением занималась художественной самодеятельностью, художественной гимнастикой, наверное, именно поэтому с легкостью скакала на лошади. А какой была фанаткой фильмов. Обожала ходить в кино. Помню, мама мне даст копейки, и я бегом в кинотеатр. К сожалению, сейчас большинство из них больше не работает: «Алатау», «Октябрь», «Родина». Прекрасные были места. Именно там я навсегда прониклась любовью к кино, правда, еще тогда в качестве зрителя.
А вскоре наша героиня, на тот момент ученица десятого класса, увидела в газете объявление о масштабном конкурсе на главную роль в фильме «Қыз Жібек» и решила попытать удачу. Первоначально попробовать свои силы пришли больше 500 молодых девушек. Все грезили об этой роли. Но режиссер историко-романтической драмы выбрал на эту роль нашу юную землячку Меруерт.
– Наверное, он увидел во мне что-то, – вспоминает собеседница. – Хотя сама я в себя не сильно верила. На главную роль ведь пробовались сотни девушек. Тогда, создатели фильма казались мне недосягаемыми: режиссер Султан-Ахмет Ходжиков – заслуженный деятель искусств Казахстана, сценарист Габит Мусрепов – великий писатель казахской степи, композитор Нургиса Тлендиев – маэстро казахской музыки, костюмер Гульфайрус Исмаилова – народный художник Казахской ССР. На роль Толегена пробовался мой будущий супруг Куман Тастанбеков, талантливый, целеустремленный, выдержанный молодой человек, учившийся тогда на третьем курсе театрального факультета Казахской государственной консерватории имени Курмангазы, куда позже поступила и я. Нашим общим с Куманом педагогом была легенда казахского театра и кино, мастер художественного слова, неподражаемая Хадиша Букеева. Не было никаких льгот. Поступала и училась как все. После сложного этапа утверждения на роль начался еще более сложный – подготовительный. Затем целый съемочный год. Нам обоим важно было хорошо сыграть. Выразить роль так, как хотел режиссер фильма, ставший впоследствии главным моим наставником в мире кино, Султан-Ахмет Ходжиков. Ведь мало кто верил, что у меня, актрисы-дебютантки, получится стать Қыз Жiбек.
Еще большую ответственность на главную героиню фильма накладывал и тот факт, что в «Қыз Жiбек» был собран весь цвет казахского киноискусства. Актриса-дебютантка Утекешева вместе с Куманом Тастанбековым снималась рядом с такими корифеями, как Асанали Ашимов, Ануар Молдабеков, Фарида Шарипова, Кененбай Кожабеков, Идрис Ногайбаев, Сабира Майканова. Как бы сложно не было нашей землячке, впервые оказавшейся на съемочной площадке, да еще и с такими именитыми актерами страны, Меруерт Утекешева смогла оправдать все возложенные на нее надежды.
«Қыз Жiбек» – это жемчужина казахского киноискусства. Самая кассовая картина казахского кино. Это не просто красивая история любви двух красивых и отважных молодых сердец, которым не суждено быть вместе, это культура казахского народа в истории, воспитании, музыке, костюмах, природе, обычаях, быте. Другого такого фильма точно нет. Он уникальный, завораживающий, настоящий. Картина на все времена.
– Конечно, на протяжении съемок мы с Куманом наблюдали друг за другом, – с теплотой вспоминает актриса. – Все диалоги во время съемок у нас были о народе и любви, а в свободное время тепло общались на разные темы. После съемок так и решили по жизни вместе пойти. Поженились, когда я окончила первый курс. На втором курсе мы вместе снялись в фильме «Брат мой». Он играл первого комсомольца Казахстана Гани Муратбаева, я – его жену Раушан. Еще один наш «семейный» фильм – «Орнамент», где вместе с нами снимались и дети. Немало было ролей и по отдельности. Но главной картиной в кинематографической судьбе была и осталась «Қыз Жiбек». А сколько после выхода фильма появилось поэтов, многие решили пойти в актеры. Было возрождение молодежи, которая стремилась в искусство. Открылось много талантов. Был настоящий всплеск!
Говоря о супруге, Меруерт Каратаевна призналась, что он обладал самыми лучшими чертами, которые присущи человеку. Ценил семью, друзей, уважал соратников. Он был примером во всем. Человек, который наглядно показывал, как нужно жить, работать, любить. Они прожили вместе душа в душу долгих 47 лет до самого ухода Кумана Тастанбекова.
– У него была достойная жизнь, – делится актриса. – Настоящий король сцены, а какой у него был голос. Талантливый и великий человек. С папой моим были друзьями, а это дорогого стоит. Мы жили, творили, играли роли. Воспитывали детей. Мы всегда были вместе, уважали и ценили друг друга. Не знаю, то ли времена такие были, то ли люди. Не было никаких интриг, ревности. Мы просто были счастливы в своей семье, счастливы, что встретились благодаря кино, полюбили друг друга и имели возможность всю жизнь заниматься любимым делом, творить, поддерживать друг друга. Я абсолютно счастлива, что жизнь сложилась именно так, ведь лучше просто не могло быть.
Нельзя не отметить и достижения нашей землячки на театральных подмостках. За время работы в театре она создала десятки поразительных образов из европейской, казахской и русской классики: Алиман в «Материнском поле» Айтматова, Нины в спектакле «Старший сын» Вампилова, Гаухар в «Старшей сестре» Исабекова, Мариетты Риваль в «Кабала святош» Мольера и Каракоз в одноименном спектакле Ауэзова. Кстати, в этой постановке она также играла с супругом Куманом Тастанбековым. Их игра, наполненная огромной силой внутреннего накала, получила высокую оценку критиков. За эту роль Утекешева получила звание лауреата Всесоюзного смотра творческой молодежи. Тогда же она получила звание Заслуженной артистки Казахской ССР.
Меруерт Утекешева по сей день при любимом деле. Сейчас она преподает в Казахском национальном университете искусств (КАЗНУИ) в Нур-Султане, куда их еще при жизни Кумана Нурмагановича пригласила преподавать ректор данного вуза, народная артистка Казахстана, известная советская и казахстанская скрипачка Айман Мусаходжаева. В данном учебном заведении работает и родная сестра Меруерт Каратаевны – педагог режиссуры телевидения Алма Утекешева. Кроме активной общественной деятельности и работы со студентами Меруерт Каратаевна успевает уделять время любимым детям и внукам. Если две прекрасные дочери, Жибек и Томирис, такие же яркие и творческие как родители, наполняют Меруерт Каратаевну чувством гордости, то пятеро сладких внуков – настоящим счастьем и безграничной любовью.
Сама наша героиня часто бывает в Уральске. Уникальный колорит нашего города очень ей по душе. В прошлом году она приезжала в родные края с группой своих учеников. Студенты кафедры актёрского искусства и режиссуры Казахского национального университета искусств сыграли тогда на сцене Казахского драматического театра им. Хадиши Букеевой. Меруерт Каратаевна побывала с ними и в двух сельских населенных пунктах области, порадовав земляков своим приездом и творчеством своих последователей. Кстати, к своим ученикам Меруерт Каратаевна относится очень трепетно, старается искренне передать им свои знания и навыки. Молодежь должна быть целеустремленной и любознательной, считает наша собеседница, жадно черпать все новое. С таким мотивационным посылом обратилась главная героиня сегодняшнего выпуска и к нашим читателям. Учиться, стремиться, ставить цели и, конечно же, упорно воплощать в жизнь все задуманное.
Команда журнала «История успеха» и все западноказахстанцы поздравляют Меруерт Каратаевну с наступающим большим юбилеем и благодарит за яркую творческую жизнь, ставшей культурным наследием нашего народа. Безграничный талант, женственность, благородство и настоящая человеческая простота сотканы в этой удивительной актрисе, которой земляки безмерно гордятся и искренне любят. Всенародная Қыз Жiбек Меруерт Утекешева была и останется в сердцах тысяч людей эталоном казахской женщины. С юбилеем Вас, долгих лет, здоровья и полных гармонии и процветания дней в судьбе.
В 1970 году на киноэкраны страны вышла легендарная экранизация казахского эпоса «Қыз Жібек», ставшая жемчужиной отечественного кинопроизводства, настоящим культурным наследием страны. Меруерт Утекешева в образе Қыз Жiбек стала всенародной любимицей, эталоном красоты и женственности.
Известно, что режиссер картины Султан-Ахмет Ходжиков утвердил на главную роль совсем еще юную девочку, отобрав ее из числа сотен претенденток. Своей красотой и глубиной внутреннего содержания Меруерт Каратаевна покорила сердце не только создателей фильма, она стала символом казахской женщины. Красоте и таланту актрисы рукоплескали зрители 80 стран мира.
Знаменательно то, что юбилей Меруерт Каратаевны предваряет юбилейная дата выхода легендарного кино «Кыз Жибек». В 2020 году исполнилось 50 лет с момента выхода его на экран. К этой дате удалось провести большую работу по реставрации картины, и уже новое поколение казахстанцев сможет открыть для себя этот легендарный фильм о любви и верности юных сердец.