В МИРЕ БИЗНЕСА МОЛОДЫЕ И АМБИЦИОЗНЫЕ ЛЮДИ ЧАСТО СТАЛКИВАЮТСЯ С МАССОЙ ТРУДНОСТЕЙ И СОМНЕНИЙ. НО ИСТОРИЯ РИНАТА МУКАНОВА, УСПЕШНОГО БИЗНЕСМЕНА, ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ВСЕ ЭТО МОЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ, ПРИ УСЛОВИИ, ЕСЛИ ЕСТЬ СТРЕМЛЕНИЕ И ХАРАКТЕР. В 24 ГОДА РИНАТ МУКАНОВ ОСНОВАЛ КОМПАНИЮ ПО ПРОИЗВОДСТВУ СПЕЦОДЕЖДЫ SARI SUPPLIERS. ПРОШЛО 10 ЛЕТ, БРЕНД СТАЛ СИНОНИМОМ КАЧЕСТВА И НАДЕЖНОСТИ НЕ ТОЛЬКО В КАЗАХСТАНЕ, НО И В РОССИИ.
Его история успеха началась с предложения алматинских партнеров вывести на уральский рынок представительство спецодежды. Ринат тогда и предположить не мог, что совсем скоро он сам займется производством спецодежды и откроет пошивочный цех, общая площадь которого будет составлять 800 кв.метров, а работать на его производстве будут более 30 человек.
Тогда я ничего не понимал в швейном деле. У меня не было ни опыта, ни знаний, так как сразу после вуза я совсем немного поработал в госструктуре, потом еще два года в автосалоне. Но предложение принял. Чтобы начать разбираться во всем, мне необходимо было с головой окунуться в сложный мир швейного производства, начать понимать в качестве швейного оборудования, материала, фурнитуры, ниток, а еще досконально изучить местный рынок, который, кстати, на тот момент уже был заполнен спецодеждой как местного производства, так и российского, – говорит Ринат.
Как только молодой человек стал вникать, он сразу понял, тот товар, который поставляли алматинцы, не выдерживает никакой конкуренции. Его цена в полтора, а то и в два раза выше, имеющегося на рынке.
– Поработав какое-то время с ними, мы все-таки разошлись. Но из этого бизнеса решил не уходить. В 2014 году открыл свою компанию, планировал возить спецодежду из России, но проанализировав ситуацию, пришел к выводу, если этим делом серьезно заниматься, нужно самим начать шить. Как именно запустить производство? С этим мне как раз предстояло разобраться. Для начала арендовал небольшое помещение, закупил четыре швейные машинки, пригласил людей и приступил к делу, которое как бы я не старался, с места не двигалось. Я не понимал, что делаю не так, и были мысли бросить. Но было жалко уже потраченных времени и сил. В итоге я решил найти человека, кто во всем этом бы разбирался. Дал объявление, что ищу толкового маркетолога. И нашел. Пришла Надежда Ивановна Варчук, которая помогла мне во всем разобраться, а главное – вместе с ней мы стали искать нужных специалистов и постепенно выстраивали систему. Пригласили в команду технолога Газизу Байтурсыновну Мырзабаеву, которая работала на фабрике. У нее был огромный опыт, авторитет, так что следом за ней пришли и лучшие швеи, портные, закройщики. Параллельно нашли бухгалтера, от которого, естественно, тоже многое зависит. Но даже при таком раскладе первые два-три года я все равно уходил в минус. Преодолев все эти трудности, набив кучу шишек, я с полной уверенностью говорю всем тем, кто только начинает строить свой бизнес и у него ничего не получается, не стоит отчаиваться, а тем более бросать начатое. Нужно идти вперед, и результат обязательно будет.
Секрет успеха Рината – это постоянное стремление укреплять и расширять свой бизнес. Все это время он активно следит за трендами, внедряет современные технологии и не боится экспериментов. Его компания выпускает не только рабочую униформу, но и эксклюзивные коллекции для крупных предприятий. Еще одним ключевым элементом его успеха является умение устанавливать партнерские отношения. Молодой бизнесмен активно сотрудничает с другими компаниями, что дает возможность расширять ассортимент и выходить на новые рынки. Он уверен, в современном бизнесе важна не только конкуренция, но и сотрудничество, которое создает взаимовыгодные условия для всех участников. Сегодня его постоянными заказчиками являются крупные нефтегазовые компании, строительные организации, рестораны не только в Казахстане, но и в России. Поступало предложение от местных властей начать производство школьной формы. Предпринимателю идея нравится, но, как говорит он сам, пока не готов. Необходимы вложения, точнее, оборудование, материалы. Но, не исключает, что в какой-то момент запустит и эту линейку.
– Когда-то я сам ходил по предприятиям, обзванивал, отправлял предложения по почте. Было, что и отмахивались, а я звонил снова и предлагал более выгодные для клиента условия. В этот момент никто не догадывался, что они не выгодные для меня. Но это не важно, я нарабатывал клиентскую базу. Два года ушло на то, чтобы доказать: качество моей спецодежды не хуже, чем российского или какого-то другого, – говорит Ринат.
Сегодня швейный цех уральского предпринимателя шьет более 1000 комплектов летней спецодежды и 1000 комплектов зимней. Для сравнения: в начале работы предприятие производило от 100 до 200 комплектов аналогичной продукции. Из общего количества только 20 процентов для Уральска. Впрочем, Ринат занят не только этим, у него еще несколько серьезных бизнес-проектов, которые он активно развивает.
История Рината – это яркий пример того, как идеи и настойчивость могут привести к успеху. Он не боится ошибок и воспринимает их как учебный процесс. Каждый новый вызов только подстегивает его к действию и дальнейшему развитию. Вдохновляясь его примером, многие молодые предприниматели начинают верить в свои силы и смело идти к своей мечте.