Трудно отрицать, что грань между реальным и виртуальным миром становится условнее, и практически все отрасли экономики уверенно «входят в цифру». После принятия программы «Цифровой Казахстан» в прошлом году в области было создано специальное новое управление по вопросам цифровизации. Орган, который должен продолжить работу по цифровизации всех отраслей экономики региона, оцифровки государственных услуг и развития проекта Smartcity.
Какая же работа была проделана в нашей области,узнаем у руководителя управления информатизации государственных услуг и архивов ЗКО Сакена Нуртазаева.
Яркий и по-особенному располагающий офис управления цифровизации «DIGITAL AQJAIYQ» открылся год назад. Желтый цвет преобладает на стенах и окрасе мебели, который, по словам Сакена Рустемовича, улучшает настроение сотрудников и повышает работу мозга. Есть стена пожеланий и необычный прозрачный кабинет руководителя, который символизирует прозрачность, доступность и открытость.
Один только интерьер способен многое рассказать о приоритетах и нестандартном подходе к работе всех сотрудников государственного органа. К слову, тогда же, год назад и была сформирована команда креативных ребят, специалистов IT-технологий, которые с головой окунулись в актуальные преобразования региона. (Врезом поставить).
–Сакен Рустемович, как влияет цифровизация на жизнь простых граждан?
–Цифровая трансформация нашей области охватывает свыше100 проектов по всем ключевым отраслям экономики. Имея широкий спектр задач по развитию региона, наша миссия –улучшение качества жизни населения, эффективное расходование государственного бюджета через цифровизацию. Я хочу привести несколько успешных примеров. Первый наш проект под названием «Доступный акимат» был создан в акимате города. Тогда перед нами была поставлена задача – создать максимально удобную площадку для обслуживания горожан.
Анализ работы местных государственных органов показал, что чаще всего жаловались на работу отдела земельных отношений и городского отдела архитектуры. Во-первых, подвальное помещение,где принимали большое количество людей, было неудобным. Живая очередь, бюрократические проволочки, конфликты, недоступность специалистов – все это создавало огромное недовольство граждан и поле для коррупционных рисков. Чтобы снять эти вопросы, в первую очередь мы сформировали комфортную среду для населения. В проекте «Доступный акимат» на первом этаже здания городской администрации заработала электронная очередь. Дальше–доступные специалисты для консультаций и оказания услуг, кондиционеры, удобные кресла для ожиданий, камеры видеонаблюдения, система оценки качества обслуживания –все это позволило создать принцип открытой площадки и исключить коррупционные риски, повысив качество предоставления услуг.
– Насколько сейчас стало легче получать всякого рода разрешительные документы?
–Самая популярная услуга –это «Согласование акта выбора земельного участка». Можете себе представить, нужно было обойти 15 организаций-монополистов, у каждой взять подпись, согласовать, убедить, что на твоем запрашиваемом участке нету никаких сетей, на все это уходило от 2 до 6 месяцев. Сейчас этот процесс полностью автоматизирован и время оказания услуги сокращено в 8 раз, человек, не бегая по организациям, получает услугу в течение 5-12 дней. Если же какая-то организация не дает согласование, мы это мониторим и проверяем насколько это обосновано. В результате принятых мер количество оказанных услуг с нарушением срока уменьшилось в 20 раз.
–Как цифровизация влияет на экономику?
–Приведу простой пример. Допустим, человек долгое время не может получить земельный участок для бизнеса либо открыть свое дело, к примеру, продуктовый магазин из-за долгих бюрократических проволочек и сбора бумажных документов,тянется это полгода. А если бы он смог быстро оформить и запустить свое дело, он нанял бы уже сотрудников и платил бы зарплату, а это –рабочие места, налоги, это поступления в бюджет города. Поэтому цифровизация вполне может стать драйвером экономики, – поясняет Сакен Нуртазаев. – Сейчас в концепции Смарт-сити 11 направлений. Это здравоохранение, образование, сельское хозяйство, ЖКХ, промышленность и многое другое. К примеру, в сельском хозяйстве за счет внедрения умных технологий увеличивается производительность труда. Соответственно, это зарплата фермера и это увеличение капитала. Наша задача – инициировать и стимулировать такие проекты.
–Сейчас часто говорят о новом формате связи с населением, расскажите,пожалуйста, что нового в нашем регионе?
–Эффективный диалог с населением–это приоритетная тема для нас. Для обеспечения информированности населения и налаживания эффективных каналов обратной связи запущено мобильное приложение «SmartUralsk», где реализованы 33 городских сервиса (узнать очереди на землю и жилье, избирательные участки, вызов врача на дом, проверка штрафов и т.д.).В мессенджере Telegram создан чат-бот, где житель может обратиться по коммунальным или личным вопросам и оставить заявку на исполнение. В чат-боте проводится работа по актуализации базы многодетных семей, а также сбор мнений и предложений для выработки действенных мер по искоренению бытовой коррупции. Вот,пользуясь случаем, хотелось бы сказать, чтобы жители скачивали эти приложения, они доступны.
–А для тех, кто не умеет пользоваться смартфонами?
–Для этой категории лиц совместно с акиматом города в марте в пилотном режиме запущен call-центр iKomek 109, пока только по коммунальным вопросам. Думаю, этот проект станет одним из популярных каналов обратной связи. В результате наблюдается уменьшение посещения жителей и звонков в местные исполнительные органы. В будущем создание базы знаний для решения типовых вопросов позволит нам обрабатывать до 80% обращений с первого звонка. Аналогичный проект, на базе нового ЦОУ, в пилотном режиме запускается Единая дежурно-диспетчерская служба 112, только уже по аварийно-спасательным службам, это как 911 в США. Неоднократно поднимал вопрос о необходимости усиления взаимодействия и координации всех служб реагирования. Анализ показывает, что на сегодняшний день 80% поступающих звонков на 112 непрофильные. Допустим, кто-то купил новый телефон, набирает 112 или часто просто играются. Поэтому, проект предполагает разгрузку экстренных служб от ложных и справочных вызовов, слаженное взаимодействие, рациональное использование ресурсов всех служб, анализ и мониторинг обращений, сокращение времени совместного реагирования на инциденты. Жители смогут получать помощь посредством одного короткого номера.
–Электронная очередь в детские сады, как она работает?
–Давайте вспомним, как было раньше: родился ребенок, родители бежали в ЦОН, чтобы поставить в очередь, которая неизвестно, когда наступала, к тому же существовал человеческий фактор. Часто жаловались, что садики недоступны и все якобы по блату.
Как это сейчас. Вы, сидя дома, открываете garden.uralsk.kz, быстренько заполняете форму. Каждое утро система, повторюсь, не человек, система выгружает свободные места, а Вы должны успеть поймать место. Да, я понимаю, что не каждый умеет и хочет заниматься этим процессом, но зато нет той очереди в несколько тысяч человек и у всех одинаковые шансы получить место в садике. Есть, конечно, приоритет для льготников, это дети из многодетных семей, дети с особыми образовательными потребностями и дети военнослужащих.
–Что Вы скажите о цифровой грамотности населения?
–Какой смысл в нововведениях, если люди не будут пользоваться внедряемым и электронными системами?! Поэтому для нас важным направлением является цифровое обучение граждан. В июле в области начнется бесплатное обучение для всех категорий граждан по четырем модулям. Начиная с того, как зайти в интернет, потом на e-gov и сделать себе ЭЦП. Кстати, про ЭЦП: сейчас не нужно носить везде с собой флешку, просто один раз можно сходить в ЦОН и привязать ЭЦП к номеру телефона, и вообще забыть туда дорогу. Сейчас все основные услуги оказываются в электронном виде. Наверное, нужно просто время, чтоб люди научились пользоваться всеми электронными системами. Ведь буквально 10-12 лет назад ЦОНов вообще не было, а когда появились, никто в них особо не верил, а сейчас без ЦОНов жить не можем. А если говорить цифрами, за последние 2 года процент оказания услуг в электронном формате увеличился с 13% до 68%.
–На вашей площадке создан IT-HUB. Что это такое?
–Это инновационная экосистема региона, проще говоря, площадка, которая призвана стать точкой притяжения цифровых инициатив и стартапов, которая должна сформировать цифровую культуры. IT-HUB позволит резидентам регистрироваться на ее территории, пользоваться Коворкинг-зоной, консультационными услугами и мерами государственной поддержки. Совместное размещение на одной площадке государства, бизнеса и общества должно обеспечить продвижение местного IT-бизнеса,создавая синергетический эффект. Проект реализован совместно с IT Ассоциацией ЗКО и СПК «Орал». Хочу отметить, что данная площадка реализована за счет частных инвестиций и за внебюджетные деньги.
Врез: Сакен Нуртазаев, 33 года. Выпускник Казахстанско-Британского технического университета, Университета Стерлинга (Шотландия, специализация –инженер-технолог, менеджмент.
Трудовой путь начал ведущим специалистом производственного департамента. На государственной службе с 2009 года. Работал экспертом, главным инспектором аппарата акима ВКО, заместителем акима Шемонаихинского района, заместителем акима города Семея. 2,5 года работал руководителем аппарата акима города Уральск, отвечал за сферу цифровизации государственных услуг в рамках проектов «Доступный акимат» и Smartcity.
Женат, воспитывает двоих детей, ведет активную пропаганду здорового образа жизни, принимает активное участие в работе по переходу города Уральск под бренд «Зеленый город».